В Коломенском возродили старинную русскую забаву

Открылась выставка соколиной охоты

Настоящий расцвет русской соколиной охоты пришелся на время правления царя Алексея Михайловича. И хотя развлечение это было не из дешевых, многие знатные люди считали охоту с птицами делом чести. После XVII века интерес значительно угас, но уже сегодня занятие, признанное нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО, получило новый виток развития в шестидесяти странах мира. В Москве промысел возрождают на кречатне музея-заповедника «Коломенское», где открылась выставка, раскрывающая секреты соколиной охоты.

Открылась выставка соколиной охоты

Сначала — рассмотреть экспозицию, воссоздающую антураж комнаты настоящего сокольника XVII века. Помещение небольшое, но хорошо обставленное. А все потому, что, как рассказывает коломенский сокольничий Сергей Ярцев, раньше эта должность давала почти столько же привилегий, сколько имел урожденный князь.

В комнате представлены все необходимые для охоты атрибуты: широкая кожаная перчатка и сокольничий сук, несколько видов опутенок (кожаных ремешков) и клобучков, надеваемых на головы птицам. Тут же реплика иконы покровителя охотников святого Трифона и коллекция старинных изразцов из музейного фонда. А еще обращаешь внимание на изящную резьбу и множество кованых деталей, сделанных в коломенских кузнечных. Тут история переплетается с трудом множества преданных своему делу людей.

Вполне органично вписывается в старинную обстановку и современный интерактивный экран. На нем крутят фильм, рассказывающий историю соколиной охоты от давних времен до наших дней. Но все это меркнет на фоне сидящего во главе экспозиции настоящего сокола. Комната небольшая, и поэтому может посчастливиться стоять с пернатым в буквальном смысле плечом к плечу. Тогда-то твое сознание и переворачивается: рядом находится самый настоящий хищник, но такой гордый и спокойный, что невольно проникаешься к нему уважением и восхищением.

Далее, отогревшись и поняв, что никогда в жизни не повторишь «очень легкий», по мнению Сергея Ярцева, сокольничий узел, выходишь на сам двор. Здесь семь птиц, и каждая из них имеет свое имя и характер — об этом гласят расположенные рядом таблички. Признаться честно, читать, например, про не терпящего фамильярности канюка Вольдемара или сокола Пряника с совсем не сладким характером довольно забавно. Однако всё здесь не просто так. Вот лишь одно наблюдение: сокол по имени Вихрь не может спокойно сидеть на месте при виде человека. Пытаясь взлететь, он поднимает вокруг себя настоящую бурю из песка, подбивая делать то же самое своих пернатых соседей. И только один сокол Ясный сохраняет непоколебимое спокойствие. Читаем табличку: «обладает практичным умом и знает себе цену». С описанием и тут попали в точку.

Дальше всех зазывают посмотреть на тренировку. Сергей Ярцев обращает внимание сразу: птицы понимают, что это не настоящая охота. Для пернатых — это игра и разминка. Для сокольничего — шанс проверить, насколько доверительные у него с птицей отношения. Для посетителей — невероятной красоты зрелище.

Сначала в игру вступает сокол Султан. По свистку он, прижавшись грудью к земле, в мгновенье пересекает поле, чтобы схватить крутящееся в руках сокольничего вабило, заменяющее настоящую добычу. Игра продолжается: птица то взмывает вверх, то падает камнем вниз, рассекая воздух, будто маятник. Пытаясь уследить за соколом, жалеешь, что не можешь так же, как сами пернатые, поворачивать голову на все 270 (хотя кажется, им доступны все 360) градусов. Но вот Султан решает подойти к добыче со стороны слепящего солнца и хватает вабило. Однако это только сегодня, какую стратегию птица выберет завтра — неизвестно никому, и от этого интереснее.

Затем наступает очередь канюка Вольдемара — птицы не для охоты, а для любования. У него другое настроение и иной стиль. Поднимаясь не слишком высоко и не залетая за спины зрителей, пернатый изображает такие фигуры в воздухе, будто знает, что это сцена, и он на ней — главный актер. Публика же не перестает восхищаться и фотографировать — всё, как и планировал Вольдемар.

После тренировки можно поближе познакомиться с совой Варей. Не издавшая ни одного звука до этого, птица прямо-таки начинает заливаться речами при виде Сергея Ярцева. Значит, что любит и признает. Нужно сказать, что теплота взаимоотношений между птицами и работниками кречатни чувствуется здесь сразу и во всем. Сначала внушительных размеров птица выглядит как настоящая Варвара, но спустя время понимаешь, что в душе эта молодая совунья добрая и ласковая Варя. Если захочет, она не только нежно уткнется в лоб Сергея, но и даст потрогать свои мягкие лапки рядом стоящим посетителям.

Когда же двери соколиного двора закрываются, изменения в себе чувствуешь сразу. Теперь каждая птица на ветке для тебя уже обладает особым характером и умом. А охота уже не просто механические действия, а более глубокая связь, настоящее слияние разумов.

Соколиную охоту показали в коломенском дворце царя Алексея Михайловича: фото

Соколиную охоту показали в коломенском дворце царя Алексея Михайловича: фото

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру